Экологи в политическую жизнь проникли давно. Однако, с виду благородная задача не всегда оборачивается благом
Экология нынче тема модная. А, следовательно, энергия многотысячных толп активистов, помешанных на глобальном потеплении, популяции бегемотов, пожарах в лесах Амазонки и прочем, не может быть бесхозной.
Также как бесхозными не остаются феминистки, радикалы-леваки, ЛГБТ-активисты и зоозащитники. Всегда энергию модной тематики можно применить в уличных протестах, промышленном терроризме и многих других высокооплачиваемых вещах.Разумеется, «зелёные» не могли не войти в политику. На Западе это направление вскоре стало крайне мощной силой, способной лоббировать целые законопроекты. На этом фоне примечательным становится факт самого появления «зелёных» в наших пенатах.
Марш «зелёных» партий стартовал сразу после развала СССР. На Украине «Партия зелёных» появилась уже в 1991-м году. Сразу же партия заняла радикальный курс на разрыв любых соглашений с Россией, а в 2004-м поддержала Виктора Ющенко на президентских выборах.
В 1994-м году партия «Зелёные» появилась в Белоруссии. Партия встала в оппозицию к Лукашенко, критиковала строительство АЭС на территории страны и т.д. Позже, как и полагается, партия заявила о поддержке ЛГБТ. Белорусские «зелёные» даже пикетировали офис РосАтома.
Чуть запоздал Казахстан. Партия «зелёных» под названием «Руханият» появилась там лишь в 1995-м году. Но Средняя Азия есть Средняя Азия, поэтому внутри партии начались дрязги, да и «демократу» Назарбаеву она не очень нужна была, поэтому в 2013-м «Руханият» прекратил своё существование.
В общем, «зелёные» партии разбросаны по постсоветскому пространству как шрапнель по полю боя. «Зелёные» есть в Армении и Грузии, Азербайджане и Киргизии, Эстонии и Латвии. Все они поддерживают теснейшие отношения с Европейской партией зелёных. Таким образом, это ещё одна ниточка, притягивающая страны постсоветского пространства к Европе, со всеми вытекающими последствиями.
Разумеется, существуют и российские «зелёные». Их история запутана. И именно её витиеватость намекает, что и из отечественных политических «зелёных» старались сделать, как минимум, очередных оппозиционеров, а, как максимум, лоббистскую силу. В России некоторое время действовала партия «Альянс зелёных», существует партия «Зелёная альтернатива», но наиболее презентабельна экологическая партия «Зелёные».
Официально последняя не имеет радикального окраса, а её фундаментальные пункты программы выглядят разумно и конструктивно. Однако, недавний скандал в руководстве партии внушает серьёзные сомнения в адекватном будущем.
Так, по словам одного из кандидатов на пост главы партии Анатолия Панфилова, который ранее бессменно возглавлял структуру с 1993-го года, в мае 2021-го произошёл настоящий рейдерский захват «зелёной» политической силы. В общем, наметился раскол, и куда направятся осколки, не будут ли они приватизированы некоторыми заинтересованными сторонами – неизвестно.
Но почему экологическая повестка, представленная в политическом поле России только партией, не способной конкурировать даже на местном уровне, может быть важна и потенциально опасна для нашей страны?
Экологи и в Германии начинали не на самых мощных позициях. Но со временем немецкие «зелёные» добились крупных успехов и смогли проводить целые законопроекты, или сопутствовать их воплощению в жизнь. Результаты неоднозначные, мягко говоря.
Уже сейчас стоимость электроэнергии в Германии фактически самая высокая в мире. И, конечно, эта электроэнергия «зеленее» не придумаешь. Фанатичное строительство ветряков из-за их влияния на прилегающую территорию уменьшило стоимость этих земель, а немцы не просто теряют деньги, но и не могут переехать, т.к. продать такие земли невозможно.
Весьма печальные результаты последовали и из-за закрытия АЭС. После остановки энергоблоков возникла необходимость утилизации отходов, да и сам процесс демонтажа энергоблоков технически сложный, а значит и дорогой. Операторами АЭС были частные компании, следовательно, терять деньги они не привыкли, не желает тратиться и государство. При этом общие расходы способны перевалить за 50 миллиардов евро, только на начальном этапе.
И не стоит забывать, что отсутствие практики у специалистов, никогда на пользу не шло. А откуда взяться практике в стране без АЭС и ядерного оружия? Кто непосредственно будет заниматься отходами и исследованиями? Подрядчики из Франции, которая упрямо не желает гробить свою атомную промышленность?
Таким образом, когда «зелёные» начинают мыслить исключительно модными доктринами, а профессиональных экологов в их рядах становится меньше, т.к. их заменяют на крикливых «активистов», всё экологическое движение становится лоббирующей структурой, а порой и подрывной. В итоге, всё зависит от кадров. Если во главе экологической партии государственники и профессионалы, то экологическая партия – это благо. Если наверху алчная бюрократическая номенклатура, ищущая пути остаться на тёплых местах, то «зелёная» партия становится злом.
Сергей Монастырёв, специально для News Front
Свежие комментарии